• Біз туралы
  • Портал тәртібі
  • Байланыс
Пятница, 29 августа, 2025
Newqazaq.kz
No Result
View All Result
  • Басты бет
  • Саясат
  • Қоғам
  • Мәдениет
  • Руханият
  • Экономика
  • Аймақ
  • Спорт
  • Құқық-заң
  • Технология
  • Денсаулық
  • Басты бет
  • Саясат
  • Қоғам
  • Мәдениет
  • Руханият
  • Экономика
  • Аймақ
  • Спорт
  • Құқық-заң
  • Технология
  • Денсаулық
No Result
View All Result
Morning News
No Result
View All Result
Home Басты ақпарат

Цифровые привычки XXI века

05.02.2025
in Басты ақпарат

Оқи отырыңыз...

В Шымкенте прошел семинар, посвященный новому Налоговому кодексу

28.08.2025
Шымкентте жаңа Салық кодексіне арналған семинар өтті

Шымкентте жаңа Салық кодексіне арналған семинар өтті

28.08.2025
Жаңа салық Кодексінің ережелері түсіндірілді

Жаңа салық Кодексінің ережелері түсіндірілді

27.08.2025

Айгуль Забирова, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, доктор социологических наук, профессор

Источники информации о событиях в Казахстане. В эпоху цифрового капитализма происходит не просто усложнение конфигурации медиа- и сетевого пространства, сетевое пространство активно вытесняет пространство массовых медиа. В такие времена важно научиться различать надежность информации в бесконечном потоке её источников. Действительно, многие из нас в получении новостей пользуются не только традиционными, институциональными каналами (телевидение, радио и печатная пресса) коммуникации – потребление таких неинституциональных источников новостей, как новостные сайты, социальные сети, мессенджеры, платформы подобные YouTube возрастает как снежный ком. И это кардинально новая привычка, привычка XXI века в отборе источников новостей.

Как население страны усваивает новости о событиях в Казахстане? Результаты опроса, проведенного по заказу КИСИ весной 2024 г. (выборка – 8000 респондентов), проливают некоторый свет на эту проблему. Больше всего в получении новостей казахстанцы используют Интернет (новостные, аналитические и официальные сайты) – 54,3% респондентов, второй источник по востребованности – социальные сети (Facebook, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники) – 48,2%, и только третьим источником новостей идут телеканалы (43,8%). Популярными источниками выступают платформа YouTube (20,1%), 15,1% респондентов прибегают к таким мессенджерам, как WhatsApp, Telegram. Таким образом, подавляющее большинство казахстанцев получает новости с цифровых устройств, со смартфонов, планшетов или компьютеров.

Обращение к институциональным источникам новостей – телевидению (43,8% респондентов) и особенно к радио (4,1%) и печатной прессе (4,1%) – в стране значительно ниже в сравнении с цифровыми. Очевиден закат эры печатных новостей, закат «печатного капитализма» (Б. Андерсен), чьим источником дохода являлось книгопечатание, а позже и издание прессы на родных языках сообществ, посредством которых небольшие группы людей стали трансформироваться в нации с начала XIX века. Таким образом, печать на протяжении двух веков стала пространством коммуникации, где совершенно незнакомые люди могли понимать других через чтение печати, что давало им ощущение присутствия миллионов других людей в их особом языковом поле.

Демографические профили потребителей новостной информации. В целом в использовании обоих каналов коммуникации женщины, в незначительной степени, но все же активнее мужчин. Так, интернет-источниками пользуется 53,1% мужчин и 55,3% женщин; социальные сети выступают источником новостей для 44,7% мужчин и 51,1% женщин; печатные газеты и журналы читают 3,6% мужчин и 4,5% женщин, но радио слушают чаще мужчины – 5,3%, женщины – 3,2%.

Горожане, в сравнении с жителями сел, активнее в использовании интернета, социальных сетей, мессенджеров, YouTube. Сельчане (47,0%), в сравнении с горожанами (41,7%), чаще используют телевидение и печатную прессу. Самые активные потребители телевидения – население в возрасте 61 год и старше, они же чаще остальных возрастных групп используют печатную прессу. Чем выше уровень образования, тем чаще использование интернет-источников, нежели телевидения, социальные сети наиболее популярны для людей с высшим образованием. Свободные, не имеющие семей, респонденты чаще других используют социальные сети. Занятые, в отличие от незанятых (куда помимо безработных входят пенсионеры, студенты и домохозяйки), активнее как в использовании интернета (56,9% versus 47,7%), так и в использовании социальных сетей (51,2 versus 41,0% респондентов). По социально-экономическому статусу (самооценка покупательной способности), чем выше статус респондента, тем больше обращения к интернет-источникам и социальным сетям, но связей между статусом и использованием мессенджеров, потреблению YouTube и радио не наблюдается. По языкам заполнения анкеты, русскоязычные чаще используют интернет-источники (55,7%) нежели казахоязычные (52,2%), однако социальными сетями казахоязычные пользуются чаще чем русскоязычные (52,9% versus 45,0%).

В контексте доверия печатным и цифровым источникам информации отметим, что для печатной прессы характерны многолетняя традиция следования журналистской этике и репутации, редакции следуют профессиональным стандартам на предмет достоверности, прозрачности и ответственности. Тогда как в активе цифровых источников находятся скорость, актуальность, доступность, мультимедийность и поисковые возможности. Тем не менее важность критического отношения к информации подразумевает, что даже печатные источники требуют анализа.

Итак, сегодня мы наблюдаем появление нового способа коммуникации и формирование нового вида капитала – коммуникативного капитала (Дж. Дин), где еговласть над вниманием интернет-пользователей усиливается. Подобно тому как «печатный капитализм» имел своей обязательной целью получение прибыли за счет массовой реализации книгопечатной продукции на местных языках, так и коммуникативный капитализм посредством монетизации, капитализации сетевых инструментов создал возможности к появлению новых акторов, новых лиц в публичном пространстве. Всё это привело к формированию нового типа для Казахстана властных вертикалей – сетевых иерархий, где продюсеры сетевого контента (блогеры, журналисты) становятся новым элементом иерархий, усложняя и без того непростую конфигурацию властных ресурсов, капиталов и взаимодействий.

Что для Вас служит основным источником событий в Казахстане?

ShareTweetShareSendShareShare

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Соңғы жаңалықтар

Ғабит Сыздықбеков: Шымкент «Кітап оқитын ұлт» жобасына алғашқылардың бірі болып қосылды.

Ғабит Сыздықбеков: Шымкент «Кітап оқитын ұлт» жобасына алғашқылардың бірі болып қосылды.

29.08.2025
ШЫМКЕНТТЕ 70-ТЕН АСА ОҚУШЫҒА МЕКТЕП ҚҰРАЛ-ЖАБДЫҚТАРЫ ТАБЫСТАЛДЫ

ШЫМКЕНТТЕ 70-ТЕН АСА ОҚУШЫҒА МЕКТЕП ҚҰРАЛ-ЖАБДЫҚТАРЫ ТАБЫСТАЛДЫ

29.08.2025
ШЫМКЕНТ: «АЙБАРЫ МЫҚТЫ – АТА ЗАҢ» АТТЫ ДӨҢГЕЛЕК ҮСТЕЛ ӨТТІ

ШЫМКЕНТ: «АЙБАРЫ МЫҚТЫ – АТА ЗАҢ» АТТЫ ДӨҢГЕЛЕК ҮСТЕЛ ӨТТІ

28.08.2025
Facebook Instagram Youtube Telegram VK Twitter

Материалдар мен ақпараттарды портал брендін көрсетіп, гиперсілтеме жасаған жағдайда ғана қолдануға рұқсат етіледі. Ақпараттан мәтін,  мәтін бөлігі немесе дәйексөз алынғанда міндетті түрде тиісті сілтеме көрсетілуі керек.

Құпиялылық саясаты

Қазақстан Республикасының Ақпарат және қоғамдық даму министрлігінің Ақпарат комитетінде тіркеліп
ақпараттық агенттігі ретінде 19.03.2021 ж. № KZ72VPY00033653  куәлігі берілді.

E-mail: newqazaq@mail.ru
Телефон: +7 707 460 8546, +7 701 319 99 91
Мекен жайы: Қазақстан Республикасы, Шымкент қаласы

© 2021-2025. Newqazaq.kz - ақпараттық агенттігі. Барлық құқықтар сақталған

No Result
View All Result
  • Басты бет
  • Саясат
  • Қоғам
  • Мәдениет
  • Руханият
  • Экономика
  • Аймақ
  • Спорт
  • Құқық-заң
  • Технология
  • Денсаулық
  • Біз туралы
  • Портал тәртібі
  • Байланыс

© 2021-2025. Newqazaq.kz - ақпараттық агенттігі. Барлық құқықтар сақталған