Развитие независимого государства на каждом этапе сыграло важную роль в истории формирования судебной власти. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который ввел на законодательном уровне принципы разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. С тех пор была проведена широкая работа по принятию и изданию важных законов, направленных на укрепление независимости судебной системы.
Основные гарантии принципов независимости судебной системы были заложены в Конституции. На этой основе судебную власть в Республике Казахстан осуществляет только суд. В судебной системе произошли кардинальные изменения, и была заложена основа для самостоятельной ветви государственной власти – суда.
После провозглашения государственной независимости в 1991 году начался процесс политических, социальных и экономических реформ, в результате которого в нашей стране была сформирована национальная правовая система и проведена реформа судебной системы. В судейской сфере суверенного государства произошли кардинальные изменения, и был заложен фундамент независимой ветви государственной власти – суда. С тех пор реформа постепенно совершенствуется через законы, правила, программы, международный опыт и обсуждения с экспертами.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем докладе на VIII съезде судей Республики Казахстан отметил, что как государство, так и все общество заинтересованы в справедливом и законном осуществлении правосудия, и обозначил ряд приоритетов, которые позволят достичь поставленных целей. Кроме того, он подчеркнул, что обеспечение прав человека и верховенства закона является первоочередной задачей.
Сегодня благодаря применению новых технологий судебная деятельность стала более открытой, быстрой и доступной. Все залы судебных заседаний оборудованы аудио- и видеозаписывающими устройствами, и судебные заседания теперь проводятся с использованием звуковой и видеозаписи. Новые технологии открыли возможность гражданам подавать свои заявления и жалобы через «Судебный кабинет», не выходя из дома или офиса. Внедрена единая система электронного документооборота, в судебном производстве используются современные программные продукты, а через информационные технологии населению предоставляется множество информационных услуг, что способствует повышению эффективности, доступности и открытости судебной системы, а также укреплению доверия граждан к ней. Таким образом, в годы независимости судебная система в регионе претерпела ряд изменений и продолжает развиваться из года в год.
Развитие судебной системы получило новый импульс после принятия 25 декабря 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Этот закон открыл путь к новому этапу судебно-правовой реформы. В законе были установлены принципиально новые нормы структуры судов в республике и порядок организации их деятельности.
В 2002 году была принята государственная концепция правовой политики, направленная на дальнейшее совершенствование судебной системы. В концепции были вновь определены основные критерии для улучшения судебной системы и укрепления независимости судей. С целью дальнейшего совершенствования судебной системы рассматривался вопрос о развитии институтов специализированных судов, таких как экономические, административные, ювенальные (по делам несовершеннолетних) и других, а также о законном регулировании альтернативных методов разрешения гражданско-правовых споров, например, деятельности арбитражных судов, с приближением их к международным стандартам. В соответствии с указанной концепцией были созданы специализированные межрайонные экономические и административные суды, а также специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних по указам Президента. В целом, специализация судов позволила расширить пределы защиты прав граждан.
17 ноября 2008 года внесение изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» стало важным событием для судебной системы республики. Этот закон заложил основу трехуровневой системы судебного разбирательства.
Система судопроизводства Казахстана с момента провозглашения государственной независимости в 1991 году прошла значительные изменения. На основе политических, социальных и экономических реформ, начатых после провозглашения независимости, была сформирована национальная правовая система и проведена реформа судебной системы. В судебной сфере суверенного государства произошли кардинальные изменения, и был заложен фундамент для независимого судебного органа. Реформа, начавшаяся в тот период, последовательно совершенствовалась через законы, правила, программы, международный опыт и обсуждения экспертов.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем докладе на VIII съезде судей Республики Казахстан отметил, что как государство, так и все общество заинтересованы в справедливом и законном осуществлении правосудия, определив ряд приоритетов, которые позволят достичь поставленных целей. Он также выделил обеспечение прав человека и верховенства закона в качестве первоочередной задачи.
Сегодня благодаря внедрению новых технологий судебные услуги стали более открытыми, оперативными и доступными. Все залы судебных заседаний оборудованы аудио- и видеозаписывающими устройствами, и судебные заседания проводятся с использованием этих технологий. Новые технологии открыли возможность гражданам подавать свои жалобы через «Судебный кабинет», не выходя из дома или офиса. Внедрение единой системы электронного документооборота и использование современных программных продуктов в судебном производстве позволило предоставлять множество информационных услуг населению, повысив эффективность, доступность и прозрачность судебной системы, а также доверие граждан к ней. Таким образом, в годы независимости судебная система региона претерпела ряд изменений и продолжает развиваться.
Дальнейшее развитие судебной системы получило новый импульс с принятием 25 декабря 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Этот закон открыл новый этап судебно-правовой реформы и установил принципиально новые нормы для организации судебной системы в республике.
В 2002 году была принята Государственная концепция правовой политики, направленная на дальнейшее совершенствование судебной системы. В концепции были четко определены основные критерии для улучшения судебной системы и укрепления независимости судей. Для дальнейшего совершенствования судебной системы было предложено развивать институт специализированных судов, таких как экономические, административные и ювенальные суды, а также законодательно регулировать альтернативные методы разрешения гражданских споров, например, деятельность арбитражных судов, приближая их к международным стандартам. В соответствии с данной концепцией были созданы специализированные межрайонные экономические и административные суды, а также специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В целом, специализация судов позволила расширить пределы защиты прав граждан.
17 ноября 2008 года внесение изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» стало важным событием для судебной системы страны. Этот закон заложил основы трехуровневой системы судопроизводства.
Кроме того, 10 декабря 2009 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы по вопросам совершенствования судебной системы», который вступил в силу с 1 января 2010 года, запустив трехуровневую систему судопроизводства. Согласно этому закону, районный суд стал судом первой инстанции, областной суд — апелляционным и кассационным судом, а Верховный Суд стал работать только как суд надзорной инстанции. Были также осуществлены другие положительные изменения. Таким образом, задача по созданию новой судебной системы на сегодняшний день нашла свое решение, и судебные органы страны проводят масштабные работы по укреплению законности и порядка.
Верховный Суд объявил открытый и ясный призыв к сотрудникам судебной системы страны, поставив перед собой задачу повысить доверие всех казахстанцев, бизнесменов, инвесторов и мирового сообщества к суду. Наследники вчерашних бидов, которые делили правду, также участвуют в оптимальном разрешении споров и способствуют примирению враждующих сторон, внося свой вклад в укрепление единства страны.
Судьи, решая судьбы и споры тысяч людей, своим самоотверженным трудом укрепляют доверие народа к суду. В настоящее время можно отметить внедрение таких программ, как «Арбитраж» и «Аудио-видеозапись», с целью обеспечения открытости и доступности судебной системы. Как было упомянуто выше, усовершенствованная система аудио и видеозаписи судебных процессов на самом деле стала замечательным инструментом для обеспечения открытости правосудия.
Действительно, в настоящее время нет никаких сомнений в открытости судебной системы Казахстана. До вынесения решения суда или приговора судьи простые граждане могут наблюдать за всем процессом. Есть возможность видеть, как отвечает обвиняемый или свидетель, и как судья ведет процесс. Поэтому нет оснований для судьи принимать несправедливое решение или искажать дело. Более того, в настоящее время все процессы в зале суда записываются на аудио и видеопленку. Это действительно демонстрирует прозрачность и открытость суда. Поскольку мы должны не отставать от достижений цивилизации в эпоху развития общества.
Судебная система продолжает совершенствоваться в соответствии с необходимостью правового государства и требованиями времени. Судебные органы достигли современных достижений. Новые технологии, внедренные в суды, стали гарантией открытости судебной системы.
Ирина ГАВРИКОВА,
Судья межрайонного суда
по гражданским делам города Шымкент.